Веб-аналитика (англ. web analytics) – это постоянное отслеживание всех количественных и качественных параметров функционирования сайта, например данных о посещаемости ресурса, времени проведенном на нем, количестве оформленных заказов и т.д. Вся полученная информация затем анализируются с тем, чтобы оптимизировать работу сайта под конкретные бизнес-процессы и найти пути увеличения эффективности ресурса.
Несмотря на то, что в целом наблюдается упрощение онлайн-бизнеса, веб-аналитика постоянно усложняется. Это объявляется ростом потребности во всестороннем анализе данных и развитием инструментария веб-анализа.
Задачи веб-аналитики
- определение того, насколько сайт выполняет свои функции;
- оценка трафика;
- определение основных источников трафика;
- выявление и устранение недостатков в работе сайта (структура, навигация, контент);
- нахождение новых путей увеличения конверсии;
- уменьшение расходов на привлечение одного клиента;
- повышение эффективности контекстной рекламы;
- расширение функционала сайта.
Какая первичная статистика нужна для проведения анализа?
Для проведения анализа нужно собрать как можно больше информации. Обычно SEO-специалистам нужны следующие параметры:
- 1 Структура и география целевой аудитории.
Google Analytics > Аудитория > География > Местоположения
- 2 Среднее количество и длительность просматриваемых страниц.
Google Analytics > Поведение > Все страницы > Дополнительный параметр: Глубина просмотра + Средняя длительность просмотра страниц
- 3 Список ключевых запросов, по которым пользователи находят сайт.
Google Analytics > Источник трафика > Кампании > Неоплачиваемые ключевые слова
- 4 Время пребывания пользователя на сайте.
Google Analytics > Источник трафика > источник/канал
- 5 Источники трафика.
Google Analytics > Источник трафика > каналы
- 6 Юзабилити сайта.
Для сбора статистических данных используют счетчики и лог-анализаторы.
Счетчики – это внешние программы. Их загружает браузер для сбора информации.
счетчик Rambler’s Top100:
счетчик LiveInternet:
счетчик Я.Метрика:
счетчик Mail.ru:
Также OpenStat, и Google Analytics
Лог-анализатор – это программа, которая собирает и хранит события, называемые логами, происходящие на сайте. Так можно узнать данные об IP-адресе пользователя, его браузере, по каким запросам он пришел, сколько времени пробыл на сайте и какие файлы скачал.
Как выбрать программу для проведения веб-аналитики?
При выборе программы для проведения веб-анализа следует обратить внимание на следующие важные параметры:
- насколько собранная информация будет полезна для проведения анализа. Она должна быть краткая и информативная;
- есть ли возможность выбирать информацию, устанавливая фильтры;
- существует ли возможность мониторить не только результат, но и процесс его достижения;
- как можно трансформировать полученные данные. Можно ли их перевести в формат XML, Excel;
- какие предлагаются дополнительные сервисы.
Самой популярной и солидной на сегодняшний день является система Google Analytics. Она включает подсистему, способную оценивать эффективность развития ресурса по целям, определяя уровень конверсии, а также «воронку продаж» по которой можно проследить путь каждого клиента от захода на сайт до осуществления покупки.
Анализ этих данных поможет понять, на каком этапе сайт теряет потенциального клиента: на главной странице, на карточке товара или уже при оформлении заказа и осуществлении оплаты. Это поможет исправить недостатки и увеличить конверсию.
Нужно понимать, что веб-аналитика – это не просто таблицы и графики, отображающие посещаемость сайта или число просмотренных страниц. Это планомерный анализ полученной информации исходя из целей бизнеса и нахождение путей его оптимизации. Провести качественную веб-аналитику может только профессионал. Поэтому есть смысл отдать ее проведение на аутсорсинг.