Маркетплейс – от английского Marketplace – “рыночная площадь, место торговли”. В интернет-коммерции и онлайн-бизнесе маркетплейс – это место, где могут встречаться, договариваться, заключать контракты, сотрудничать все заинтересованные участники рынка.
Классическим примером marketplace в интернете являются Биржи Фриланса. На этих сайтах заказчики могут найти подрядчиков на требуемые работы, а исполнители – найти клиентов и получить оплачиваемые заказы.
- Все процессы и задачи на бирже автоматизированы, что позволяет решать задачи максимально просто и быстро.
Для бизнеса в формате B2B цифровой маркетплейс приносит еще больше пользы и возможностей.
- Например, Alibaba.com – централизованная платформа, на которой ритейлеры и оптовики могут находит партнеров и мгновенно заключать сделки. До появления этого сервиса коммерсантам приходилось самостоятельно искать в интернете поставщиков и производителей китайских товаров.
Принцип работы современных маркетплейсов предполагает большие возможности для развития собственного бизнеса на их основе. Рассмотреть этот вариант для запуска интернет-магазина стоит хотя бы по той причине, что в сравнении с «классическим» стартом он обойдётся дешевле. Если рассматривать вопрос с технической точки зрения, то мы говорим о простой и удобной платформе, где продавцы размещают и продают свои товары. Некоторые маркетплейсы имеют функцию защищённых платежей, а также дают возможность управлять остатками товаров на складе – всё, как у настоящих интернет-магазинов.
Если вам всё ещё тяжело представить, то приведём в пример наиболее известные площадки:
Причины использовать маркетплейс
Чтобы принять решение о необходимости расширения бизнеса, вам потребуется узнать о преимуществах работы с маркетплейсами. Приведём примеры.
- Расширение аудитории
Причина, которая больше всего влияет на вашу прибыль – это получение новых покупателей, по каким-то причинам решивших не использовать ваш сайт. Причиной может выступить недоверие, плохой дизайн, отсутствие адаптивной вёрстки и многое другое.
- Распродажа остатков
Если даже после распродажи у вас имеются остатки плохо идущего товара, то маркетплейс – ваш выбор. С его помощью удастся распродать товар с меньшей скидкой, освободив свой склад под актуальные позиции.
- Увеличение эффективности SEO
Если вы будете продавать в своём интернет-магазине только основные категории товаров, а остальное вынесите на маркетплейс, то сможете реализовать бюджет на SEO более эффективно. Чем меньше группа товаров, тем больше потребителей вы сможете привлечь, используя одни и те же ресурсы.
- Работа под известным брендом
Практически все клиенты, которых вы когда-либо упустили, знают о маркетплейсах и доверяют им. Многие люди пользуются ими по следующим причинам:
- низкие цены, вызванные высокой конкуренцией среди продавцов;
- возможность заказать товар прямо сейчас, не дожидаясь его появления в наличии;
- безопасность сделки;
- наиболее широкий выбор.
Как выбрать маркетплейс
Наиболее простое решение – это подобрать самый крупный. Здесь и серьёзнейший недостаток для малого бизнеса – конкуренция. Таким образом, наиболее эффективное решение – это размещение на узкоспециализированных площадках, которые работают только с вашим продуктом. Приведём основные критерии отбора.
- Ссылочная масса
Если SEO – один из основных пунктов в стратегии развития вашего интернет-бизнеса, то рассмотрите технические инструменты для этого, предлагаемые в различных маркетплейсах. Некоторые площадки сильно раскручены, некоторые – нет. Основная ваша задача – это найти идеальный баланс между конкуренцией и популярностью ресурса.
- Категории товаров
Все маркетплейсы используют сортировку по категориям для размещённых товаров. Такой подход даёт уверенность, что клиенты смогут найти всё необходимое. Вам необходимо определиться с этим пунктом: вам принесёт прибыль маленькая группа людей, состоящая только из вашей ЦА или же большой трафик с разнообразной аудиторией?
- Стоимость обслуживания
Разумеется, размещение стоит денег. Тарифы бывают разными: кто-то просит прибыль от продаж, кто-то абонентскую плату, а кто-то покупку пакета, содержащего те или иные функции. Проанализируйте стоимость и риски, которые вы понесёте.
- Удобство использования
Проанализируйте валюты, с которыми работает маркетплейс. Можно ли использовать SSL протокол, какой внешний вид будет у сайта, созданного внутри системы. Все эти показатели напрямую влияют на то, принесут ли инвестиции прибыль.
Какие товары размещать?
Если маркетплейс для вас – это возможность расширить свой бизнес, то начните с менее популярных позиций. Вам необходимо получать трафик, а также повышать лояльность постоянных покупателей.