Кликджекинг – технология обмана посетителей сайтов, которая состоит в том, что на страницу сайта наслаивается другая, не видимая. При этом кнопки и ссылки на нормальной и подставной страницах совпадают по местоположению.
- Пользователь нажимает на ссылку, тем самым активируя скрытые функции.
- В результате этого пользователь может быть без согласия подписан на платные сервисы, либо злоумышленники получат данные авторизации, логины и пароли каких-то сервисов.
- Таким образом человек может оплатить покупки в интернет-магазинах, не подозревая о их посещении.
- В последнее время кликджекинг может использоваться для генерации поведенческих факторов с целью улучшения ранжирования другого сайта в поисковых системах.
Пользователи сайтов, применяющих кликджекинг, даже не подозревают, что совершали какие-то действия на посторонних ресурсах.
Проблема в том, что нередко и сам веб-мастер ставится жертвой. В процессе сотрудничества сторонние сервисы могут внедрять вредоносный код на страницы сайтов. Например, для увеличения конверсии, изучения поведения покупателей.
Влияние кликджекинга на поисковое продвижение
В конце 2015 года Яндекс ввел специальный алгоритм для отслеживания и пессимизации сайтов, примеряющих кликджекинг.
- Алгоритм анализирует сведения о сайте в течение определенного промежутка времени. В зачет берутся только актуальные данные. Применение кликджекинга в прошлом не приводит к снижению позиций сайта.
- Кликджекинг выявляется и наказывается по факту использования. Просто наличие кода не приведет к санкциям. Сервисы, которые тайно разместили код на стороннем ресурсе не преследуются.
- Понижаться в поиске будут только сайты, применяющие кликджекинг.
По отчетам Яндекса с момента введения фильтра против кликджекинга было выявлено и пессимизировано около 15.000 сайтов. Обнаружено было более 50 сервисов, которые применяли технологию кликджекинга на сайтах своих партнеров и клиентов.
Защита сайта от кликджекинга
Чтобы не оказаться жертвой недобросовестных партнеров, веб-мастеру следует быть предельно осторожным при выборе подключаемых к сайту сторонних сервисов. Обратите особое внимание на следующие события.
- Идентификация пользователей через социальные сети.
- Появление фактов телефонных звонков посетителей без запроса номера.
- Получение сервисами информации, которую пользователи не указывали на сайте.
При появлении подозрений следует использовать инструменты веб-разработки в браузере для проверки обращений сервиса в социальные сети. Дополнительно целесообразно применить Content Security Policy для ограничения взаимодействий сайта со сторонними ресурсами.