Фулфилмент (от англ. fulfillment) — это комплекс операций, которые выполняет продавец с момента оформления заказа покупателем и до момента доставки этого заказа покупателю. Чаще всего используется фулфилмент интернет-магазинами и представляет собой передачу всей логистической обработки заказа в соответствующий фулфилмент-центр.
Услуги фулфилмента включают в себя: хранение, прием заказов, обработку заказов, комплектацию и упаковку товаров, организацию доставки, получение денежных средств от покупателей, обработку возвратов.
В современном русском языке термина, который бы максимально точно передавал смысл этого слова пока нет, поэтому оно используется без перевода.
Рынок фулфимента в РБ является молодым и динамично растущим. Например, компания J'son & Partners Consulting оценила рынок фулфилмента в РБ по итогам 2014 года в 7,8 млрд. руб., что на 30% (или на 1,8 млрд.руб.) больше чем этот же показатель годом ранее.
Недостатки и преимущества фулфилмента
К основным преимуществам фулфилмента можно отнести:
- оптимизация затрат;
- прием товара;
Фулфилмент-center всегда принимает товар поэкземплярно. Его количество здесь абсолютно не важно, каждый товар будет посчитан и промаркирован специальным штрих-кодом.
Приведём пример работы склада «Бета продакшн». Когда товар приходит в коробках, то указывается количество принятых коробок. После этого начинается стадия пересчёта товара, где записывается вес и объем каждой единицы. По завершении этого процесса менеджер интернет-магазина получает информацию о том, что товар прибыл.
- хранение товара;
Для мелких товаров на складе фулфилмента существуют отдельные зоны. Ещё есть зона для ценных товаров – там осуществляется более строгий контроль, а доступ туда имеет далеко не каждый сотрудник. Фулфилмент-операторы работают не с любыми товарами. К примеру, они не будут хранить то, что закон запрещает реализовывать дистанционно: алкоголь, лекарства, сигареты. Есть множество компаний, которые специализируются только на одной категории товаров – мода, электроника. Иногда операторы не работают с крупногабаритными товарами, такими как мебель и техника.
- повышение качества и скорости доставки готовых отправлений;
Как правило, фулфилмент-операторы сотрудничают сразу с несколькими службами доставки. А также клиентам предоставляется полная информация о посылке – местоположение, маршрут.
- работа с возвратами;
Для любого владельца интернет-магазина возвраты – это боль. Как правило, многие фулфилмент-компании готовы самостоятельно обрабатывать возвраты. Данная задача имеет особенную актуальность, если речь идёт о торговле одежды и обуви.
- оптимизация затрат на упаковку;
Упаковать товар так, чтобы ничто не помешало ему доехать в целости и сохранности – трудная задача. Упаковку – пузырчатую плёнку, различные коробки – оператор включает в стоимость тарифа.
- снижение капитальных затрат на склады и пр.;
- снижение затрат на ИТ;
- сокращение издержек на персонал;
- возможность отслеживания KPI;
Недостатки фулфилмента:
- зависимость от фулфилмент-оператора;
- информационные риски;
- наличие доп. звена в цепи поставки, которое ухудшает обработку рекламаций.
Рынок фулфилмента в РБ
Карта российского рынка фулфилмента:
ТОП-5 российских фулфилмент-компаний по складской мощности:
С чего начать?
Таким образом, сотрудничество с фулфилмент-оператором особенно выгодно тем, кто владеет крупным бизнесом и хочет оптимизировать складские затраты. Для сотрудничества со складом на аутсорсинге необходимо связать между собой IT-системы интернет-магазина и оператора. Как правило, всё интегрируется по api и не вызывает никаких сложностей.